Архитектурные памятники Сухуми и его окрестностей


вернуться | обсудить на гостевой


Красивая природа, яркое южное солнце, чистейший горный воздух, прекрасные пляжи, уникальная архитектура, зеленые улицы – всем этим богат Сухуми, город мечта, город призрак, город который остался в нашей памяти, в который нам хотелось бы вернуться, один из красивейших городов Черноморского побережья Кавказа. Сухуми расположен на берегу широкой бухты, амфитеатром стекает он с высоких зеленых холмов на равнинный берег, окаймленный полумесяцем морской бухты, в пышном зеленом наряде на фоне могучих горных вершин, он представляет великолепное зрелище. Это настоящий город – сад, его улицы украшают цветущие розы и камелии, экзотические олеандры и магнолии, лавры и гималайские кедры, эвкалипты и пальмы. Центральная часть города расположена у самого моря, вдоль которого тянется красивый приморский бульвар.

Сухуми крупный культурный центр, как научный центр он уступает в Грузии только Тбилиси, это многофункциональный город, богатый историческими памятниками.

Сухуми один из древнейших городов, исследования ученых доказывают, что он существует уже 25 веков. В первом тысячелетии до нашей эры на его месте была Диоскурия, крупный портовый город древнего Колхидского государства, развалины которого находятся на дне Сухумской бухты.

На берегу бухты высятся руины древней крепости. Стены её сложены из больших валунов и морской гальки. Когда-то крепость в плане была четырехугольной, с мощными башнями по углам. Археологи определили, что сооружена она была римлянами в начале II века нашей эры и носила название Себастополис. На обширной территории крепости стояли жилые дома и административные здания, а также храм, украшенный разноцветной мозаикой.

За долгие века своего существования крепость не раз перестраивалась. Римляне, византийцы, султанские военачальники и другие захватчики, попеременно владея ею, всякий раз переделывали её на свой лад. Царские сатрапы в XIX веке превратили её в тюрьму.

В другом конце города, в юго-восточной его части, на некотором расстоянии от берега, вблизи Сухумской туристической базы, находится замок Баграта. Он получил своё название по имени первого царя объединенной Грузии Баграта III. Построен в конце X – начале  XI века как укрепление на южных подступах к городу, охраняющее Сухумский порт в устье реки Баслы. 

Знакомство с городом лучше всего начать с Сухумской горы. Тенистая улица, носящая имя известного грузинского писателя Ильи Чавчавадзе, минуя центральную часть города и ботанический сад, переходит в узкое извилистое шоссе, ведущее через парковые заросли к вершине горы.

С вершины сухумской горы город виден, как на ладони: зеленый массивы парков, плавный изгиб берега бухты с черточками пристаней, бескрайняя морская синь, уходящая вдаль, массивы новых жилых районов, тонущих в дымке, лесистые склоны гор справа и слева – такова столица Абхазии, Сухуми, город с многовековой историей и яркими архитектурными памятниками.

Первые поселения появились в этой местности около трехсот тысяч лет назад. В каменном и бронзовом веках на отдельных вершинах (Сухумская гора, Гуадиху, Лечкоп) и вдоль побережья на западной окраине Сухуми возникали целые поселки, состоявшие из нескольких десятков тесно поставленных хижин, прямо у стен, которых начинались могильные поля.

В VI веке до н. э. у устья Беслетки, образующей тихую лиманную бухту юго-восточнее Сухумской горы, все чаще стали бросать якоря греческие корабли, и вскоре здесь милетскими греками был основан город, получивший своё имя от братьев Диоскуров – богов-покровителей и защитников всех путешествующих. Диоскуриада – «город, взятый волнами», красивая легенда о затонувшем городе, о кварталах дворцов и храмов, будто бы видных особенно в тихую погоду на дне бухты, до сих пор волнует жителей Сухуми.

А среди археологов возникала одна за другой гипотезы (гигантский оползень, резкое опускание суши, землетрясение и т.д.) с целью объяснить причины гибели прославленного города. Десятки экспедиций прощупали дно бухты, но развалин дворцов и храмов так и не нашли.

Исследователь писал, что «нижний слой канавы по оби­лию найденных в ней фрагментов греческих сосудов мож­но сравнить только с насыпными частями горы Митридата в Керчи». Как известно, на этой горе находился один из крупнейших древнегреческих городов Северного Причерноморья Пантикапей — столица Боспорского цар­ства. Раскопки, начатые в Сухуми девяносто лет назад, могут быть с успехом продолжены сегодня — по крайней мере, часть древнего города все еще покоится в береговой толще. Те же его кварталы, которые были размыты мо­рем за последние две тысячи лет (исследования показы­вают, что за это время море отняло у берега полосу шириной около 100 метров), погибли безвозвратно, по­крывшись иловыми наносами вдоль берегов бухты.

Войны понтийского царя Митриада с Римом нарушили мир в  Колхиде. Диоскуриада пришла в такое запустение, что римляне, сменившие греков на берегах Сухумской бухты, дали своему, возникшему фактически заново поселению новое название — Себастополис («священный город»). Сходство этого наименования с названием совре­менного города Севастополя в Крыму не случайно. Дело в том, что императрица Екатерина II в свое время распоря­дилась давать вновь строившимся городам Причерноморья древние наименования. Севастополем назвали новый го­род вблизи древнего Херсонеса, средневековое название которого отдали нынешнему городу Николаевской обла­сти — Херсону, а настоящий древний Себастополис был локализован лишь столетием позже на берегах Сухум­ской бухты, в основании стен Сухумской крепости, наиболее значительного древнего архитектурного памят­ника абхазской столицы.

Отсюда, от этих замшелых стен, в XIX веке начался современный  город. И когда смотришь на обломки кре­постной стены, омываемые морскими волнами, или на мощные торцы той же стены, уходящей в глубь берега, то понимаешь, что над этими камнями прошла не одна сотня суровых лет. А под толстым слоем асфальта со­хранились фундаменты двух римских укреплений I—IV веков н. э. Их стены были возведены из отборного, крупного голыша с двухрядными и трех рядными прослойками кирпича и черепицы на известковом растворе с цемянкой (примесью толченой керамики). В середине VI века на развалинах, в которые Себастополис был превращен в результате тринадцатилетней византийско-персидской войны, возникло новое укрепление. Император Юстиниан I провел здесь значительные строительные работы, которые, по словам историка того времени Прокопия Кесарийского, превратили прежнюю крепость «в один из самых замечательных городов», позже, в VII—VIII веках, известный как Великий Себастополис. Это название сохранилось вплоть до XIV века, когда здесь обосновались генуэзцы. Вполне понятно, что потребности фактория, где размещался протектор всех восточно-причерноморских генуэзских поселений, требовали серьезных укреплений. Вот тогда-то, вероятно, и были возведены новые крепостные стены, сохранившие­ся до сих пор.

Крепость была перестроена в конце XVII — начале XVIII века турецкими завоевателями, которые назвали ее «Сухум-кале» («Сухум-крепость»), соорудили здесь бастионы и восстановили стены. Название это, как пола­гают, впервые упомянуто в грузинской летописи, описы­вающей события 30-х годов VIII века, когда арабский полководец Мурван Кру («глухой») «разгромил город Абшилеги Цхум». Этимология этих двух наименований города пока до конца не выяснена.

При турках Сухумская крепость приобрела свой совре­менный облик. Основу ее плана образует четырехуголь­ник с выступающими пятиугольными бастионами по углам. Главные ворота находились в северо-восточной стене, другие — в стене, обращенной к морю. Стены крепости построены из булыжника и имеют толщину до двух метров при очень незначительном фундаменте. Строители использовали широко  распространенный в средние века конструктивный прием: во избежание возможных разрывов и искривлений при осадке еще не высохшей кладки они проложили в толще стены в разных направлениях бревна, которые образовывали эластичный каркас. Впоследствии бревна сгнили, оставив после себя в стенах сквозные дыры, что, однако, ни­сколько не отразилось на прочности стен.

В конце XVIII века сюда перенес свою резиденцию из Лыхны абхазский владетель Келешбей Шервашидзе (Чачба), убитый по наущению турок родным сыном в 1808 году за попытку присоединения Абхазии к Рос­сии и здесь же похороненный. После занятия Сухумской крепости русскими войсками в 1810 году она вплоть до войны 1877—1878 годов служила гарнизонным укрепле­нием. Затем она стала тюрьмой, в которой томились многие участники освободительного движения, револю­ционеры. На территории крепости и теперь можно ви­деть камеру, в которой пламенный революционер Серго Орджоникидзе провел несколько тревожных месяцев в эпоху первой русской революции.

В 1956 году при благоустройстве набережной приморская стена Сухумской крепости была взорвана. Сохрани­лась лишь юго-западная башня, в основании которой и теперь можно видеть кирпичные прослойки римского времени. Памятники Сухуми и его ближайших окрест­ностей разбросаны друг от друга на большом расстоя­нии, и потому осмотр каждого из них представляет маленькое самостоятельное путешествие по городу и прилегающей к нему местности. Направимся, прежде всего, по самому популярному пути к Беслетскому мосту, расположенному в семи километрах от города.

У кинотеатра «Апсны» мы поворачиваем в ущелье Беслетки и направляемся на восток. Справа мир­но журчит обычно мелководная и лишь в ливень гроз­ная Беслетка, за которой круто вздымается зеленый холм, увенчанный довольно мрачными руинами. Это так называемый замок Баграта.

 

Возможно, что именно об этом укреплении писал из­вестный путешественник второй половины XVIII сто­летия Я. Рейнеггс, когда сообщал о сдаче туркам в 1771 году Сухумской крепости, которая, по его словам, «как ключ к западному Закавказью рассматриваться могла бы, особенно если она еще будет защищена Акуа, или Аку, — этим крепким местом, находящимся на уступообразной, обрывистой скале». Укрепление в плане имеет овальную форму. Его стены, за исключением се­верной, хорошо сохранились до высоты в 10—12 метров. Крепостные ворота, находящиеся в восточной части, защищались небольшой четырехугольной башней. В за­падной части крепости находится перекрытое массив­ной аркой окно, из которого во время штурма главных ворот крепости ее защитники спускали лестницу и де­лали вылазки во фланг врагов. Стены крепости сложе­ны бутовой кладкой с облицовкой из крупного булыж­ника, наружная поверхность которого иногда сколота. Тесаный камень использован лишь в облицовке арки вылазного окна. Перед возведением стены крепостной двор был выровнен и по контуру будущих стен сужен так, что по склону был образован уступ, на который легли наклонно опоры стен. Эти опоры как бы панци­рем охватили склоны холма на высоту до четырех метров, а выше стены возводились уже вертикально. Подобная конструкция со временем привела к тому, что по мере размыва склона стены постепенно теряли свое основание и сползали вниз. При раскопках в замке Баграта, проводившихся в 50-х и в конце 60-х годов текущего столетия, найдены ряды пифосов — больших хозяйствен­ных сосудов, врытых в землю, обломки кувшинов, чаш, кухонной посуды, железные ножи, гвозди и дру­гие изделия, датируемые исследователями XI—XIII или VIII—XIII веками. Легенда же о том, что это укрепле­ние возникло в период царствования Баграта III (980— 1014) или Баграта IV (1027—1072), была записана во второй половине XIX столетия, и насколько она соот­ветствует действительности, пока сказать трудно.

Стены замка живописно обросли кустарником, колю­чей ежевикой, плющом. Внизу, на берегу моря, восточное устья Беслетки, под фундаментами жилых зданий и санаториев, под полотном железной дороги и асфаль­тированными лентами улиц, покоятся остатки средневе­кового города Цхуми, цитаделью которого служил, по-видимому, замок Баграта. Среди находок доминирует красочная поливная посуда, привозившаяся главным об­разом из Крыма и Трапезунда, а также изготовлявшаяся на месте. Найдены здесь и обломки стеклянных брасле­тов, византийская монета XII века, разнообразная хо­зяйственная посуда из глины, кости животных.

Несколько километров по шоссе вдоль линии садов и выступающих из них двухэтажных крестьянских до­миков, мимо приземистого здания лечебницы, возникшей здесь на базе минеральных источников, в которых, по преданию, лечились от ревматизма еще римские легио­неры, — и вот перед нами знаменитый Беслетский мост. По конструкции он очень прост — лишь арка длиной в 13,3 метра и устои, удлиняющие сооружение еще на 22 метра. Одна из наиболее распространенных легенд, связанных с этим мостом, рассказывает о том, как в Абхазию пришли когда-то полчища завоевателей и за­няли все побережье. Горстка храбрецов абхазов решила нанести удар по врагам со стороны гор, но для этого нужно было построить мост через ущелье. Камень и пе­сок под рукой были, а готовить известь не хватало вре­мени. И был тогда брошен по всей Абхазии клич: каж­дый, кому дорога свобода, пусть даст храбрецам куриное яйцо. За сутки было собрано сорок тысяч яиц. Изготовив раствор из песка и яиц, искусные строители возвели за ночь мост, а через три дня по нему ударили в тыл вра­га. Абхазия вновь обрела свободу...

 

Беслетский мост относится к произведениям совер­шенного инженерного искусства: простояв около тысячи лет, он все еще продолжает служить людям. Исследователи подсчитали, что и сегодня мост может выдержать груз весом в 7—8 тонн. В записи, относящей­ся к 70-м годам прошлого столетия, сообщается, что «через него возят сено на вьючных лошадях и пере­гоняют ежедневно скот». Большую привлекатель­ность придает мосту его природное окружение: поросшие лесом горы, круто падающие с трех сторон, быстрая, неумолчно шумящая на камнях горная речка. Удач­но дополняют художественный образ этого сооружения живописные космы вьющихся растений, свисающие с арки над рекой. На западной стороне моста видна надпись, высеченная заглавными буквами древнегрузинского письма «асомтаврули», по своим признакам относящимися к XI—XII векам. Надпись гласит: «Христос владыка, всячески... возвеличь в обеих жизнях...»

На другой же стороне моста, на левобережном устое, имеется изображение креста и греческой буквы «Т». Ха­рактер надписей не оставляет сомнения в том, что мост был связан с какими-то христианскими памятниками. И действительно, в 200 метрах севернее, у дороги, на участках колхозников, еще и теперь можно увидеть полу­забытые руины, которые, судя по всему, принадлежали средневековому монастырю.

От главного храма сохранилась на полную высоту лишь совершенно заросшая плющом северная стена с выступаю­щими из нее пилястрами, на которые когда-то опирались подпружные арки, поддерживавшие каменный свод. С за­пада и с севера примыкают фундаменты двух меньших по площади, чем основной зал, помещений-приделов.

Архитектурные особенности церкви позволяют отнести ее ко времени не ранее XI—XII веков. Западнее видны остатки продолговатого здания, сложенного из булыж­ника. Северо-восточнее располагалось когда-то крупное здание, прислоненное к скале. В первом его этаже были четыре комнаты, соединенные между собой узкими, низ­кими проходами. Пол второго этажа покоился на мас­сивных деревянных бревнах, о которых можно судить по отпечаткам в стенах.

От Беслетского моста, к востоку, вдоль подножия из­вестняковой гряды, уходит проселочная дорога, временами, переходящая в тропу, по которой часа за полтора-два можно достичь реки Келасури в том месте, где она выходит из горной теснины на простор холмистых пред­горий. Здесь на уютной прибрежной террасе сквозь буй­ные заросли проглядывает кладка древних стен, в кото­рых на месте былых окон и дверей зияют большие про­ломы. Это развалины Келасурского монастыря — очень интересного памятника местной архитектуры эпохи сред­невековья.

Тропа, ведущая к развалинам с юго-запада, обходит сверху обрыв, где можно осмотреть единственный в Абха­зии «сухопутный» каменный мост, который перекинут через небольшой скальный уступ. Мост держится на трех устоях с двумя арками, возведенными из грубо обработанных известняковых блоков.

В центре Келасурского архитектурного комплекса на­ходится большой храм зального типа, состоящий из основного помещения и двух приделов — южного и се­верного. Обрушившийся еще в древности каменный свод покоился на подпружных арках, опиравшихся на три пары пилястр. В алтаре видны узкое окно и две высокие ниши, перекрытые сверху арками. Зал освещался также с помощью небольшого окна в западной стене. На полу лежит множество обломков штукатурки со сле­дами богатой фресковой росписи, когда-то покрывавшей поверхность стен. В 1885 году здесь производил раскоп­ки полковник Цилоссани, который нашел металлические оклады от старинных икон, различную церковную утварь, обломки колокола с латинской надписью и другие мате­риалы, относящиеся к XI—XV векам. Рядом с основным храмом видны развалины прямоугольного здания, не­большой более поздней по облику церкви и каких-то других сооружений, окруженных массивной оборонитель­ной стеной с большой каменной аркой ворот, выходящих теперь в сторону обрыва к реке.

Южнее монастыря на правом берегу реки поднимается желтоватая известняковая скала, в верхней части которой, на высоте около 50 метров от ее подошвы, также видны фрагменты древних стен. Когда-то имевшееся здесь естественное углубление было полностью отгорожено от внешнего мира массивной стеной, от которой теперь сохранились лишь боковые части, достигающие высоты 5—6 метров. Попасть в скальный замок теперь без специального альпинистского снаряжения невозможно, но когда-то сюда по краю обрыва вела узкая тропинка. Надо полагать, что этот замечательный памятник, от­носящийся, скорее всего, к XIV—XV векам, был тесно связан с расположенным внизу монастырем. Возможно, здесь находились кельи монахов-пустынников, но не исключено и то, что в случае опасности здесь скрывалась монастырская братия, сюда сносили монастырское добро.

Покинем живописные ущелья Беслетки и Келасури и углубимся в долину реки Гумисты. Минуем последние городские здания, серую ограду Института экспериментальной патологии и медицины, за которой на опустошенных угодьях былого парка, в питомнике на открытом воз­духе, резвятся обезьяны. Впереди поднимаются две го­ры — слева Яштух, справа Бырцха. На предгорьях и южных склонах Яштуха раскинулась одна из крупней­ших и наиболее древних стоянок первобытного человека. Десятки тысяч кремневых орудий и отходы их производства буквально устилают всю эту местность. А вблизи дороги, у склона Яштуха, в тени кипарисов находятся развалины небольшой средневековой церкви, камни которой почернели от копоти свечей, до сих пор приносимых сюда окрестными жителями.

По дну ущелья между Яштухом и Бырцхой более мил­лиона лет назад протекала река. Теперь здесь сухо, и лишь после сильных дождей появляется небольшое озер­цо. Впереди вырастают еще две горы — Ахбюк и Каман. Влево, в ущелье между Яштухом и Ахбюком, уходит к поселку Цугуровка проселочная дорога. В центре Цугуровки расположены развалины средневекового монасты­ря: остатки большого зального храма с двумя приделами, подсобного помещения и каменной ограды, охватываю­щей обширную площадь вокруг. Рядом несколько доль­менов-гробниц бронзовой эпохи, от которых сохранились боковые и фасадные плиты, целые и в обломках крышки. К той же эпохе относится и кладбище, обнаруженное в Михайловской пещере, вход в которую хорошо виден с шоссе на склоне Ахбгока. Здесь найдены скопления разрозненных человеческих костей, бронзовые и медные подвески, колечки, бусы.

С высоты, на которой расположено село Шрома (бывш. Михайловское), открывается вид на ущелья Восточной и Западной Гумисты. Между ними зеленой стеной подни­мается гора Гумбиху с небольшим средневековым хра­мом на вершине. Шоссе несколькими крутыми витками опускается к мосту и, минуя мост, раздваивается. Мы направимся влево по берегу реки, к поселку Каманы. Вскоре впереди появляется небольшая возвышенность, поросшая густыми деревьями, между которыми виден красный конус колокольни. Это знаменитый Каманский храм.

Древнейшая часть памятника представляет собой одно-зальное каменное здание без выступающей наружу апсиды с внутренним алтарным полукружием. Свод, по­коившийся на двух арках, опиравшихся на выступающие из стен пилястры, теперь обрушился. Помещение осве­щалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. Поляна вокруг церкви окружена была еще в древности каменной стеной. Храм дати­руется временем не ранее XI века.

В 1884 году эту местность посетил греческий археолог Врисис, который связал ее старое абхазское название — Гума — с городом Каманы, где был погребен известный христианский проповедник Иоанн Златоуст, один из ве­личайших «отцов церкви». И хотя в действительности этот город находился в северо-западной части Малой Азии, «вывод» Врисиса способствовал тому, что абхазские Ка­маны стали одним из крупных центров паломничества верующих. Древний храм был восстановлен и получил дополнительные пристройки: с севера и с юга были воз­ведены два придела, а с запада — трехэтажная колоколь­ня, перекрытая высоким шатром.

При строительстве колокольни в земле был найден сар­кофаг, высеченный из цельной глыбы известняка и весив­ший около тонны. После обновления храм был освящен во имя святого Василиска, епископа Каманского, а вокруг него поднялись корпуса женского монастыря, в ко­торых теперь размещен Дом престарелых.

Окрестности Каманского храма очень живописны. Здесь много и других памятников архитектуры: километром восточное — развалины древней церкви, а несколько севернее ее, на скале, — руины башни римского времени. Еще дальше — развалины храма и крепости. В ущельях Шубары и Цумура прячутся развалины крепостей.

Мы снова в Сухуми, и наш путь лежит теперь на запад вдоль берега моря. В конце XIX столетия на Сухумском мысу был построен маяк, от которого вся эта часть горо­да получила впоследствии название Красный Маяк. В VIII—I веках до н. э. здесь находился небольшой по­селок. В древних могилах, раскопанных прямо на пляже, найдены разнообразная глиняная посуда, бронзовое и железное оружие, различные украшения из бронзы, се­ребра и золота. Тут же обнаружены остатки печи, в ко­торой в III—I веках до н. э. обжигались амфоры, чере­пица и другие керамические изделия. Печь имела камен­ный панцирь и навес, державшийся на высоких столбах.

Совсем немного осталось морю работы, чтобы оконча­тельно поглотить стены некогда мощной крепости, распо­ложенной немного дальше к западу. Эту крепость обычно называют «Старый Сухум». В настоящее время здесь мож­но осмотреть лишь ее северную стену с остатками во­рот. Облицовка из булыжника да несколько отверстий от бревен в ней — это все, что может привлечь зрителя. Впрочем, сочетание древних стен, обрамленных зеленью плюща и кустарников, с бескрайней морской ширью с од­ной стороны и грядами гор — с другой, являет собой весьма привлекательное зрелище. Упомянутые отверстия в стене — следы деревянных перекрытий и боевой дорож­ки, с которой в случае нападения врагов отстреливались защитники крепости. Еще в конце XIX столетия крепость была почти целой и занимала площадь 120х100 метров. Здесь были и развалины каменного здания, состоявшего из двух комнат. Находки в крепости наряду с особенно­стями конструкции стен говорят об их сравнительно не­давней постройке. Найденные здесь керамика и куритель­ные турецкие трубки позволяют относить время функцио­нирования крепости к XVII—XVIII векам.

За мостом через Гумисту, которая здесь обычно тиха и мелководна, расположено старинное абхазское село Нижняя Эшера. На его территории известно немало па­мятников, среди которых особенно примечательны кро­млехи и античное городище.

Кромлехи найдены на возвышенном правом берегу Гумисты, рядом с многоэтажным корпусом средней школы. Ряды крупных, до одного метра высоты, камней образуют на поверхности террасы несколько концентрических кру­гов. Между этими рядами и в центральном маленьком кругу, относящимися ко II—I тысячелетиям до н. э., найдены захоронения, а также глиняная посуда, бронзо­вые украшения и другие вещи, необходимые, по мнению древних, умершим в потустороннем мире.

Эшерское городище — один из наиболее ярких памят­ников эпохи греческой колонизации побережья Абха­зии — расположено на юго-восточном отроге Верещагин­ского холма. Поселение первоначально возникло как земледельческое в середине VI века до н. э. Об этом говорят   замечательные   образцы   древнегреческих сосудов с чернофигурной и краснофигурной росписью. В IV веке до н. э. — I веке н. э. здесь велось значи­тельное монументальное строительство. Городище было окружено мощными двух-трехметровой  толщины сте­нами с четырехугольными башнями, сложенными из ломаного известняка и валунов на известково-глинистом растворе. В их толще находились жилые помещения. В наиболее возвышенной части городища сохранились мощные фундаменты и цоколь огромного прямоугольного здания. Здесь найдены гладко обработанные крупные из­вестняковые блоки, обломки карнизов, капитель дориче­ского ордера и другие фрагменты, позволяющие предпо­ложить существование на городище античного храма. По склонам ниже этого здания тянутся кварталы жилых и хо­зяйственных построек. Их стены были когда-то покрыты штукатуркой, на обломках которой сохранились следы росписей.

На холме, расположенном западнее городища, раско­паны многочисленные остатки древней посуды и ряд разновременных захоронений с бронзовым и железным инвентарем. На этом месте в начале нашего века стояла деревянная дача известного русского художника-батали­ста В. В. Верещагина. У него в гостях бывали И. Е. Ре­пин и А. П. Чехов. Теперь дача разрушена, осталось лишь несколько кипарисов от аллеи, которая вела к дому. Здесь в глубокой древности было достаточно обширное поселение. С высоты холма открывается замечательный вид на Нижнюю Эшеру, на удлиненный контур хребта Ажаыгва, у основания которого далеко на западе белы­ми пятнами выделяются развалины древней Анакопии и корпуса Ново-Афонского монастыря.

Последний наш маршрут по окрестностям Сухуми — в поселок Верхняя Эшера. От вокзала дорога ведет мимо жилых кварталов, возникших в последнее десятилетие, мимо пологих склонов, покрытых зеленью чайных насаж­дений, через замечательный мост, смелыми, пятидесяти­метровой высоты, арками переброшенный над ущельем Гумисты. Дальше шоссе круто поднимается вверх, к экзо­тическому ресторану «Эшера».

Вблизи ресторана, над дорогой, расположена крупней­шая и наиболее впечатляющая группа абхазских дольме­нов - гробниц бронзовой эпохи; 3500—4000 лет назад их здесь было построено больше десятка.

В каждом доль­мене различаются две боковые, фасадная, задняя и по­кровная плиты. Пол дольмена образован одной или не­сколькими плитами. Боковые стенки подперты известня­ковыми обломками. Передняя стенка обычно шире и выше задней, поэтому дольмен имеет трапециевидный план. Пазы в боковых плитах и соответствующие им торцы фасадной и задней плит обработаны с особой тщатель­ностью в целях максимальной герметизации гробницы, что, как полагают, было продиктовано стремлением как можно крепче изолировать души умерших от живых. В фасадной стене делалось отверстие, достаточное для того, чтобы через него можно было внести внутрь доль­мена кости и уложить их там, в известном порядке. О раз­мерах дольменов Эшеры можно судить по следующим цифрам. Высота передних стенок доходила до 2,3 метра при ширине до 3 метров и толщине до 35 сантиметров, длина боковых плит достигала 3,7 метра. Размер же по­кровной плиты одного из эшерских дольменов составля­ет 5,25х4,85 метра при толщине до 0,35, ее вес опреде­лен в 22,5 тонны. Фасадами дольмены обращены на юг, вниз по склону, так что столетиями сползавшая земля засыпала их постепенно сзади, а подступ к фасадной пли­те долго оставался открытым. Через отверстие внутрь эшерских дольменов заносили лишь черепа и отдельные кости умерших. Такой обряд захоронения, называемый вторичным, был очень распространен среди населения Абхазии в бронзовую эпоху. Помимо костей в дольменах Эшеры найдено большое число глиняных сосудов, кото­рые по своей миниатюрности, скорее, являются символа­ми соответствующих изделий, предназначавшихся для жертвенной пищи, а также бронзовые крюки, кинжалы, пояса, наконечники копий, бусы, подвески, пуговицы, кремневые наконечники стрел и т. д. Два дольмена из этой группы установлены теперь во дворах государственных музеев в Тбилиси и Сухуми, и сотни тысяч посети­телей, туристов и экскурсантов, задерживаясь на минуту перед этими известняковыми монолитами, невольно со­прикасаются с удивительным мироощущением далеких предков современных абхазов.

В раннем средневековье на северо-восточной окраине села Верхняя Эшера, в ущелье правого притока Гумисты, было построено небольшое, но очень интересное укрепле­ние Уаз-абаа. Попасть к нему можно либо по проселоч­ной дороге, которая отходит от шоссе восточное ресто­рана «Эшера», либо по тропе, начинающейся у моста через Гумисту. После крутого подъема тропа выводит к краю очень глубокого и узкого каньона, на противо­положной стороне которого над вершинами деревьев поднимается серый контур башни. Две ее стены давно рухнули в обрыв, но по двум другим, достигающим 18-метровой высоты, можно с достаточным основанием су­дить о былом облике руин. Первый этаж башни был связан со вторым через узкое отверстие в каменном сво­де, который покоился на арках из тесаного известняка, опиравшихся на выступающие из стены блоки-консоли. В башню попадали по приставной лестнице через вто­рой этаж, откуда на третий, четвертый этажи и на смот­ровую площадку также вели деревянные лестницы.

Путь в крепость вел по узкой каменной лестнице, остатки которой сохранились на внешней стене башни. Крепостной двор площадью до 650 квадратных метров, через который тянется еще одна поперечная стена с при­мыкающим к ней квадратным помещением, сплошь зарос лесом. Севернее крепости в зеленой чаще заметны древ­ние фундаменты — здесь когда-то было поселение. Много­численные фрагменты глиняной раннесредневековой (IX—Х вв.) посуды рассеяны по склонам. Поселение и крепость обязаны своим существованием пещерному ручью — единственному источнику питьевой воды в этом районе. От воротной башни спускаемся по каменной лестнице в таинственную полутьму глубокой естественной трещины. Где-то наверху чуть просвечива­ет небо, вычурные очертания скал поблескивают от вла­ги, а впереди из огромной зияющей чернотой арки выте­кает небольшой, но никогда не пересыхающий ручеек. Луч фонарика выхватывает глыбы скал, рухнувших с потолка, глубокие ниши, уходящие вверх колодцы, из которых может внезапно выпорхнуть летучая мышь, скопления глины и щебенки, небольшие озерца, скудные натечные образования — сталактиты и сталагмиты.

В XI—XII веках в двух километрах южнее крепости Уаз-абаа, вблизи Новороссийско-батумского шоссе, на высоком холме был построен небольшой христианский храм. Теперь в зарослях видны его стены, облицованные блоками. Об этом храме известный французский путе­шественник Ф. Дюбуа де Монпере сообщал в 1833 году следующее: «...очень древняя церковь; все четыре стены ее хорошо сохранились; внутри она полна приношений — сабель, ружей и даже денег, к которым никто не при­касается. Абхазы еще очень чтут эту церковь; они при­ходят сюда праздновать пасху, при этом, согласно обы­чаю, часто приводят корову, чтобы заколоть ее здесь; они приносят также на пасху красные яйца. Клятва, данная перед этой церковью, ненарушима...»


Hosted by uCoz